загрузка...

Мы Вконтакте

Мы в Одноклассниках


Полезные советы

 Сентября 2016 года: Бабье лето, Новолетие, Осенины

Август на исходе. Позади пора отпусков и летняя жара, и как бы не было жаль, но приходят холода. Чего нам ждать в этом сентябре? Оправдаются ли прогнозы на бабье лето в 2016 году?

Бабье лето, на Руси его называли Марфино лето, обычно приходит после незначительного похолодания, и нередко сопровождается повторным цветением растений. Это последние теплые и светлые дни в году, перед грядущей зимой. Бабья пора вступает в свои права с 14 сентября и продолжается вплоть до 28 сентября-праздника Воздвиженья. В этот день, по преданию, заканчивался сбор урожая.

По прогнозам синоптиков, сентябрь 2016 года не преподнесет нам сюрпризов и, за непродолжительным периодом дождей, установится солнечная и ясная погода, которая продержится до начала октября.

Новолетие

Бабье лето открывал день Семена Столпника, 14 сентября, известный в старину как день церковного новолетия. Примечали, что как подарок к новому году в это время вновь устанавливалось летнее тепло. Говорили: «Семен - бабьего лета почин», «Семен бабье лето наводит».

Семенов день представлял для крестьян рубеж года, границу времен года, лета и осени. Поэтому святого также называли Семеном Летопроводцем, провожающим лето природы и как временной отрезок длиной в год. Как переходный период день новолетия был окружен своими традициями и обычаями.

Чтобы оставить в прошлом все невзгоды, деревенские жители обновляли на Семенов день основу домашнего очага - огонь. Потушив весь огонь в доме на ночь, с утра его зажигали добытым трением двух дощечек «живым» пламенем. В некоторых местностях новый заговоренный на благополучие и здоровье огонь приносил в семью деревенский знахарь.

В Семенов день первый раз сажали мальчиков на лошадей. Крестный отец совершал так называемый постриг своему крестнику, или «сажание на коня». К Семену Летопроводцу в деревнях приурочивали новоселья. Говорили: «Семин день на новоселье - будут в новом доме счастье и веселье».

С Семенова дня начинались засидки, или супрядки - вечерние работы при огне. Девушки собирались в заранее оговоренной избе и под песни принимались за рукоделие. Иногда на засидки приходили парни, чтобы пообщаться с девушками, посмотреть за ними в работе. Но не только за работой приглядывали себе невест. Парни тайком ходили подглядывать за похоронами мух, блох и тараканов - еще одним обычаем Семенова дня. Девушки собирали мух, блох, тараканов, муравьев и прочих вредителей и устраивали для них шуточные похороны. Под песни и притворный плач хоронили насекомых в маленьких гробиках из капустной кочерыжки, брюквы, свеклы или моркови. Верили, что после этого вредители исчезнут из дома на год.

Осенины

Через неделю от церковного новолетия верующие отмечали Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября по новому стилю. К этому дню крестьяне подводили первые итоги собранного урожая. За него благодарили Госпожу Богородицу, молили Ее о плодородии и на следующий год. Примечательно, что во времена язычества в эти же сроки древние славяне поклонялись богиням плодородия Ладе и Леле, чтили Рода с его плодотворным началом.

В день Рождества Пресвятой Богородицы на Руси крестьяне непременно отправлялись в церковь на праздничное богослужение, где славили рождение Матери Спасителя. Затем всем поселением люди шли к святым источникам, совершая там молебны, посвященные Богородице.

Образ Приснодевы в народном представлении ассоциировался с кристальной чистотой родниковой воды. Как правило, к этому времени становилось заметно прохладнее. И крестьяне, провожая лето, на Рождество Пресвятой Богородицы праздновали Осенины. Говорили: «Осенины - всякому лету конец».

Осенины в народе считались по большей части праздником женщин, днем воплощенного в их лице плодородия. Независимо от капризов природы осень крестьянки встречали у воды. Вот как это описывает русский этнограф-фольклорист Иван Петрович Сахаров: «Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг нее поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот».

Встретив по всем правилам осень, крестьяне сжигали свою старую одежду и обувь, чтобы уберечься от дурного глаза. Чтобы отвести порчу от детей, матери обливали их на пороге избы водой.

Бабье лето - праздник природы и людей, длящийся неделю либо две. Вечерами после трудов по хозяйству поселяне собирались за общим столом. Это была так называемая братчина - застолье, организованное вскладчину. На столах красовались дары лета: яблоки, фрукты и свежие овощи, в особенности - репа и капуста, подсолнухи, стояли рябиновые квас и настойки. Непременно выставлялось сваренное всей деревней пиво. И, конечно же, не обходилось без пирогов и главного символа урожая - большого каравая. За большим столом крестьяне поздравляли друг друга с завершением страды, сбором урожая и оставшимися свободными теплыми деньками.

Люди всеми силами пытались поймать последние мгновения уходящего лета. Пока позволяла погода, молодежь заводила хороводы на свежем воздухе, затевала подвижные игры. В более близкое к нашему время в центре деревенского праздника был гармонист, задающий тон общему веселью. Водились хороводы, распевались песни, вся деревня воссоединялась в коллективных народных танцах. Каждый человек хотел вобрать в себя тепло уходящего лета, запастись летним настроением на предстоящий долгий период непогоды и холодов.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:

Сентябрь 2016 года: Солнечное затмение, Лунное затмение, Осеннее равноденствие

Магия сентября

 



© dengi-i-udacha.ru 2012