загрузка...

Мы Вконтакте

Мы в Одноклассниках


Приметы

 Народный праздник 17 сентября – Неопалимая Купина: приметы, обряды и традиции

На этот день приходится особый праздник посвященный иконе Божьей Матери «Неопалимая Купина».

Согласно легенде, из объятого пламенем, но не сгорающего терновника пророк Моисей услышал глас Бога, призвавший его отправиться вместе с израильтянами из Египта.

Также Купина Неопалимая является прообразом Богоматери и символизирует непорочное зачатие Девы Марии. На самой прославленной чудотворной иконе изображается по центру Дева Мария с младенцем Христом, а окружает их звезда о восьми лучах, причем она состоит из двух четырехугольников – алого, по цвету пламени, и зеленого, по цвету растения купины. Начало празднику положено в 17 веке, а русская иконопись знакома с иконой с века шестнадцатого.

Этим днем особо горячо молились о защите от огня да удара молнии, охранной почитали и саму икону, так что даже считалось, будто она может усмирить пожар, если обойти с ней округ горящей постройки.

Пожары вообще были одним из самых грозных бед для наших предков, наравне с войной, мором скота и людей, неурожаем. Им сопутствовало множество мистических поверий и обрядов. Так, коли что загорелось от молнии, верили, что с таким огнем может совладать поливание пивом, квасом или молоком черной буренки. Порой было и жестче – в объятую пламенем избу бросали белого живого голубя.

От пожара во время грозы оберегали кошки или черные собаки, что жили в избах. Многие животные были предвестниками огня – заяц, пробежавший через село, кукушка, пролетающая над домами, мыши, вдруг забегавшие по избе. Казалось бы – будь всегда готов! Но говорили, что, если у кого пожарная бочка наготове, он бога искушает, и пожар непременно случится.

Хозяйкам приходила пора копать лук, хозяева же отправлялись с вилами на сеновал – протыкать сено, дабы изгнать «трясуху» и «гнетуху» - особых злых духов, приносящих недуги скоту по зиме. Не ленились тыкнуть в запас сухого мха, используемого в строительстве изб.

Приметы на 17 сентября

Посланное самим Сатаной пламя смущало легковерных кладоискателей плясками болотных огоньков, манило усталых путников вспышками холодных кладбищенских костров, раздуваемых нежитью, а более всего досаждало пожарами.

Хотя, если не брать в расчет всех бед и несчастий, творимых огнем, за основу его происхождения можно принять другую - «небесную» версию, согласно которой огонь был послан на землю самим Богом, чтобы согреть изгнанных из рая грешников.

Но, так или иначе, а к огню на Руси относились с уважением и опаской. Затапливая печь, например, никогда не только не ругались, а даже голоса не повышали, чтобы ненароком не напугать и не разозлить «пламенного» кормильца.

Полагая, что «в огонь плевать - весь дом обижать», пламя на свече предпочитали не задувать, а тушить пальцами. А пожар, возникший от удара молнии, и вовсе не гасили, считая его «живым», самим Господом с небес посланным. Разве что при сильной необходимости огонь могли залить молоком черной коровы. Но, как правило, мало кто и на это решался. «Божий огонь тушить - против Господа грешить».

Другое дело обычный пожар, взявшийся из-за людской неосторожности. Его, не раздумывая, и водой заливали, и ветками хлестали, и засыпали землей. А чтобы он на другие дома не перебросился, затапливали печи, веря, что огонь против огня не выстоит.

Не дать пожару разгуляться могла, по мнению людей знающих, и женщина «при регулах» (месячных), которая, обегая трижды вокруг горящего дома, «закольцовывала» огонь. А если такой бабы в деревне не находилось, искали человека, сохранившего за божницей Пасхальное яйцо, но лишь то, что получено было от первого встречного, с кем похристосоваться пришлось. Им трижды обносили объятый пламенем дом, перебрасывая затем через крышу или бросая в огонь, который якобы тут же и начинал стихать.

Но если не было ни женщины подходящей, ни яйца пасхального, выходили добрые люди с иконами Неопалимой Купины, вставали вокруг горевшего дома и, вознося молитвы Богородице, с надеждой на небесное ее заступничество ждали исхода, надеясь на лучшее.

Именины 17 сентября празднуют: Александр, Василий, Григорий, Елена, Иван, Митрофан, Михаил, Моисей, Николай, Павел, Пётр, Степан, Фёдор, Юлиан.

Народный праздник 18 сентября - Захарий и Елизавета: приметы, обряды и традиции

Молитва иконе Божией Матери "Неопалимая Купина"

 



© dengi-i-udacha.ru 2012